Артем принимал участие в создании «Главного сайта страны» и будет рад рассказать о том, как рождались идеи для этого сайта и как велась работа с государственными органами. Как создавался информационный ресурс о деятельности главы государства — «События», как и зачем была реализована версия портала Президента для слабовидящих, а так же в чем заключаются особенности мобильной версии портала.
Артем о конференции:
Коллеги, большое спасибо за вопросы. Хочу сказать, что в процессе работы над порталом Президента РФ нам пришлось проработать массу информационных источников, различных международных и российских стандартов. Изучить российское законодательство, связанное с распространением информации и т.д. Я надеюсь, что государственные сайты и услуги в сети интернет со временем станут значительно лучше. Этот сайт - пример того, как люди делали работу для людей и искренне.
- Александр Фитискин, организатор конференции:
- Большая ответственность, важный проект, отличный результат — так я могу описать работу, которую проделали ребята из ОКБюро. Самое время раскрыть некоторые подробности работы над этим проектом! Передаю слово Артему, приступим!
- Алексей Колеватых: Здравствуйте Артем, скажите, сколько эскизов вы подготавливали, перед тем как у вас получился конечный эскиз, который в дальнейшем превратился в сайт? Какие особенности демонстрации и принятия экскизов у сайтов такого высокого государственного значения?
- Артем Геллер: Добрый день, Алексей. Если отвечать по сути, то в папке с проектом 705 макетов в формате. psd, а сама папка занимает 1,5Gb. Для веб-проекта - это очень большой размер. В связи с тем, что базовой ценностью в нашем случае были динамичные информационные потоки, мы начали разработку макетов со страницы отдельной новости и только ближе к концу подошли к главной странице. Это довольно необычно потому, что в большинстве своем разработка веб-сайтов начинается с главной страницы. Важно заметить, что еще до начала разработки была тщательно прописанная концепция, более того, были созданы предварительные макеты знаковых разделов. Особенностей демонстрации и принятия эскизов не было, мы просто работали в теснейшей кооперации с пресс-службой Президента РФ. Личные визиты, файлы, почта, постоянная связь.
- Алексей Кто?: Артем, тяжело работать с государственным заказчиком? В плане, не было ли с его стороны излишней дотошности? (А где флаг крупным планом? А давайте сделаем, чтобы гимн играл...)
- Артем Геллер: Алексей, могу сказать так: дотошность была, но излишней не было. Со стороны разработчиков, тоже была дотошность. Мне кажется, в данном случае, это оправданно. Работать с пресс-службой было очень интересно, профессиональные, интеллигентные люди.
- Алексей Кто?: После того, как все узнали, что именно вы сделали «Главный сайт страны», случилась ли лавина из новых заказов?
- Артем Геллер: Нет, не случилась. Нам важно работать с заинтересованными в хорошем результате людьми и структурами. Мы (ОКБ), обязаны поддерживать наше реноме, состоящее из, по-настоящему, качественных решений.
- Денис Ка: Артем, сколько по времени длилась работа над проектом? На какую его часть ушло наибольшее количество времени?
- Артем Геллер: Добрый день, Денис. Работа после написания финального ТЗ длилась 4,5 месяца. Об этом я говорю на видео с конференции 404, по этому адресу: http://video.yandex.ru/users/fest404/view/8/ , примерно в конце 8-ой минуты. Трудно говорить о том, на что ушло много времени, так как работа по всем направлениям проходила параллельно и уложилась в заданные рамки, а сами рамки, как видите, 4,5 месяца.
- Ярослав Блаславских: Алексей, вы делали заказы, о которых никому и низачто не расскажете?
- Артем Геллер: Добрый день, Яромир. Шутка. Ярослав, опытное креативное бюро делало заказы во время которых подписывалось NDA но, безусловно, я о них не расскажу. Вы уж простите.
- Евгений Калмыков: Привет, Артем. А почему копирайт на самом главном сайте страны не по ГОСТу сделан? Шутка :) Артем, если бы Вы могли начать работу над проектом снова, что бы Вы сделали иначе?
- Артем Геллер: Привет, Женя. Начать, наверное, нужно с того, что результатом работы я доволен. Работа над порталом продолжается и если возникают мысли сделать что-то новое, то эти мысли находят свою реализацию. Ведь проект по настоящему живой, как снаружи так и внутри. Так же хотелось бы отметить, что в скором времени на сайте Президента появятся не анонсированные интересные и новаторские функции и модули, суть которых структурировать, упростить и сделать интерактивной работу с определенными типами информации.
- Евгений Калмыков: Артем, идея создания сайта и то, каким он должен быть — это инициатива сверху или Вы имели некий набор предложений?
- Артем Геллер: Добрый день, Евгений. Безусловно, идея создания сайта - инициатива сверху, в ответ мы (ОКБ), в числе других компаний, изложили свои мысли и внесли предложения. И я рад, что дизайн портала делал именно я, потому что кто-то другой мог сделать плохо.
- Алиса Николаева: Сколько людей работало над проектом?
- Артем Геллер: Добрый день, Алиса. Если исключить пресс-службу Президента, а брать только технологов, программистов и дизайнеров, - то примерно 10 - 15 человек в течении 4,5 месяцев.
- Станислав Скребков: Артем, почему выбрали именно вас? Или вы (ОКБ) и были созданы именно под этот проект?
- Артем Геллер: Добрый день, Станислав. Почему были выбраны мы? Могу лишь предположить, что наши предложения, больше всего отвечали видению этого портала, как самим Президентом, так и пресс-службой Президента. ОКБ существовало значительно раньше истории с kremlin.ru, а этот проект стал для нас профессиональным экзаменом, в связи с высокой важностью и небольшими сроками реализации.
- Станислав Сидристый: >> Этот проект включает в себя Информационный ресурс о деятельности главы государства «События», институты при Президенте «Государство», версия портала Президента РФ для «Слабовидящих»
Извините, а как переключиться в режим для слабовидящих? Я что-то не увидел, хотя вижу хорошо и всматривался в страницу очень долго...
- Артем Геллер: Это единственный вопрос, на который мне трудно ответить. Я буду рад, если Вы отправите ссылку special.kremlin.ru своим слабовидящим знакомым. Собственно с этой просьбой я обращаюсь и ко всем, кто читает эти строки. Станислав, ссылка есть в футере сайта, уверен Вы все же ее нашли.
- Лёша Огоньков: Как разрабатывались специальные версии сайта? Использовали ли вы какие-то рекомендации, например WCAG, при разработке "версии для слабовидящих"?
- Артем Геллер: Алексей, большое спасибо за этот вопрос. Скажу, что мы думали о доступности в рамках всех подсайтов. Безусловно, мы полностью придерживались стандартов и рекомендаций. Использовали свои наработки в этой сфере и первоисточник: Национальный стандарт ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) - (от W3C) (международный), Section 508 Standards – США, WaSP – Великобритания, DAL – Дания. Вопрос доступности был изучен ещё шире. Мы читали и анализировали сайты созданные инвалидами и сайты созданные для инвалидов, где ведутся действительно интересные дискуссии на тему доступности этой большой части активных пользователей интернета. Нами была применена новая технология, родившаяся в Англии под названием zoom layout (http://joeclark.org/access/webaccess/zoom/), это очень правильная идея: - Автоматическое форматирование контента; - Множество колонок становится одной колонкой; - Визуально навигация упрощается; - Меню переходит наверх; - Шрифты увеличиваются; Все это обеспечивает максимальную доступность. Мы пошли ещё дальше, помимо основных рекомендуемых стандартами цветовых гамм, мы ввели ещё несколько дополнительных, про которые узнали из специализированных форумов, т.е. из первоисточника.
- Славик Кондратюк: Расскажите про процесс разработки данного сайта. Составление технического задания, разработка дизайна, верстка, программы и языки используемые при написании?
- Артем Геллер: Добрый день, Славик. Это очень объемный вопрос, но в принципе применялась классическая схема. Были ТЗ, макеты, был принят дизайн, была щепетильная работа технологов. Ключами к реализации проекта были: - Профессионализм; - Дисциплина; - Отношение к проекту. Насчет набора ПО разработчиков, вряд ли чем-то могу удивить, языки, используемые при написании, не могу раскрывать из вопроса безопасности.
- Игорь Ильин: Здравствуйте Артем,хотелось бы спросить как сложно стать молдому специалисту востребованным на рынке web дизайна??
- Артем Геллер: Игорь, добрый день. Мне трудно говорить о молодых специалистах, так как я себя к ним вряд ли могу причислить. Могу сказать одно, квалифицированных специалистов не хватает. Слишком много плохих и средних. Чтобы задать вектор могу сказать, что в России существует максимум десяток профессиональных команд, работу в которых можно воспринимать как хорошую практику и образование.
- Дмитрий Омельченко: Здравствуйте Артем! Скажите какое у Вас осталось впечатление от работы на властьимущих(на государство)? Легко ли было с ними работать? Какие проблемы чаще всего возникали при создании сайта(технические, бюрократические и т.д.)? У меня складывается такое впечатление, что на службе у государства нет квалифицированных кадров. Так ли это на самом деле?
- Артем Геллер: Здравствуйте, Дмитрий. Сложный вопрос, и дело здесь совсем не в kremlin.ru. Могу Вас заверить, что в управлении пресс-службы Президента РФ работать нам было легко и интересно, серьезных проблем и неразрешимых разногласий не возникало. При работе с другими органами власти этот кадровый вопрос становится значительным из-за полного отсутствия понимания самими органами задач стоящих перед ними.
- Евгений Уступкин: Интересует вопрос управления требованиями в таком проекте (госзаказ, огромное количество информации и т.д.)?
Какие подходы применялись при проектировании информационной структуры и прототипировия (не поверю, что второе и первое не согласовывалось)
- Артем Геллер: Добрый день, Евгений. Начну с того, что была написана концепция портала, созданы детализированные эскизы, на которых уже была проработана визуальная составляющая проекта и прототипы интерфейсов. Как следствие, появилось подробное техническое задание и первые макеты. Если эти этапы выполнены качественно, детально, а затем согласованы - образуется полное понимание и понятие "управления требованиями" сменяется на понятие "контроль качества" всех составляющих проекта. Помимо активного личного общения использовались PMS (система управления проектом) и распределенная система контроля за версиями. Как и многие другие разработчики, я не вижу на рынке удобного инструмента веб-прототипирования, поэтому, в этих целях использовали бумагу, ручку и популярные графические пакеты.
- Дмитрий Зимин: Артем, привет! Хотел задать вопрос ещё на 404fest, да не успел. Вопрос: были ли заданы какие-то особенные требования, которые не встречаются на "обычных" сайтах. Например, тройной уровень безопасности или какая-нибудь многоступенчатая система публикации? И спасибо большое за сайт, перед иностранцами теперь не стыдно.
- Артем Геллер: Привет, Дим! Спасибо за положительный отзыв, от тебя слышать это особенно приятно :) Уровню безопасности был отдан безусловный приоритет, но нам смогли обеспечить полноценный уровень работы в этих условиях. Были не большие моменты от которых пришлось отказаться по соображениям безопасности, но они не значительны. Да, для пресс-службы Президента РФ создана многоступенчатая система публикации, которая основана на их пожеланиях. Хочу еще раз заметить, что нам повезло работать с профессионалами, именно такие люди работают в пресс-службе.
- Валерий Касьяник: Насколько серьезно при создании "главного сайта страны" Вами учитывались пожелания в дизайне от гос. органов и непосредственно главы государства?
- Артем Геллер: Добрый день Валерий, могу сказать, что все остались довольны результатом работы, а так же отзывами общественности , в том числе профессиональной.
- Александр Фитискин:
- Ответы были интересные и максимально подробные, Артем, спасибо за участие! :) До новых встреч!