23 июня, в 14:00 прошла конференция: Каково работать в узкой нише? http://conf.404fest.ru
На вопросы наших пользователей отвечал Егор Гилёв, Он руководит компанией Турбомилк и мечтает сделать её лучшей в мире студией визуального дизайна интерфейсов.

Многие считают его очень хорошим дизайнером потому, что в 2004 году его набор иконок Underwater получил гран-при конкурса Pixelpalooza, который ежегодно проводила студия Iconfactory.

Кто клиенты Турбомилка? Как Турбомилк работает «изнутри»? Чем Турбомилк отличается от веб-студий? Спрашивайте, и Егор ответит.

Егор о конференции:

Дорогие друзья! Большое спасибо за вопросы. И, конечно, особая благодарность организатором фестиваля. У меня теперь есть две особые причины с нетерпением ждать сентября: фильм «9» от Тимура Бекмамбетова и Тима Бертона, и фестиваль «404».

Дима Фитискин, организатор конференции:
Всем привет. Это наша первая он-лайн конференция, и в процессе может произойти всё что угодно. Прежде чем начать, я бы хотел поблагодарить Егора за то что он согласился быть передовиком-испытателем. И давайте уже перейдем к ответам.
Дмитрий Фитискин: Егор, как у вас распределены роли? Кто за что отвечает?
Егор Гилёв: Джейсон из 37signals как-то писал: «Product development, marketing, PR, support, design, programming, etc — it’s all the same thing». В том смысле, что они не отделяют одно от другого, просто занимаясь своим любимым делом. Это, конечно, крайний случай, и мы так далеко не заходим. Наш опыт показал, что за некоторые ключевые вещи должны отвечать специальные люди. Если пользоваться заграничными двухбуквенными аббревиатурами, вкратце можно сформулировать так: PR и HR — Денис, QA — Дима. Потенциальными клиентами занимается наш менеджер по продажам Наташа, а распределением работы и координацией усилий — ваш покорный слуга. Но, конечно же, не вся наша деятельность сводится к выполнению отведенных ролей, так что в словах Джейсона есть рациональное зерно, и немалое.
Николай Нуякшин: Как вы проводите демонстрацию первых эскизов дизайна зарубежным заказчикам, встретиться с которыми затруднительно? Ведь не маловажно увидеть первую реакцию на дизайн, как говорится, "вживую".
Егор Гилёв: Признаться, никогда не задумывался об этой «проблеме». Не скажу, что все наши клиенты — железные люди без сердца в груди, но решения они принимают чаще всего рационально. Нам нет нужды напряженно вглядываться в лицо заказчика, впервые увидевшего наши эскизы, потому что мы все (и сам заказчик — в первую очередь) понимаем, что конечный потребитель — не он. Наша задача — нарисовать такой интерфейс, который понравится пользователям. Так что разговор идет не на уровне «ой, что-то мне не нравится», а совсем иначе: «Вы знаете, боюсь, нашим пользователям это покажется слишком веселым/скучным». Согласитесь, в такой ситуации не так уж и важно, общаемся мы с заказчиком лицом к лицу или переписываемся по электронной почте.
Екатерина Азарова: Каким образом ваши заказчики (российские и особенно зарубежные) чаще всего о вас узнают? Собираете ли вы такую информацию?
Егор Гилёв: Мы конечно предпринимали попытки разобраться в этом вопросе, но не скажу, что особо успешные. By world of mouth, в основном. Причем я имею в виду не только прямые рекомендации от старых клиентов, но и ссылки на статьи, например. Один только Digg-эффект от статьи Дениса про «10 ошибок» чего стоит. К сожалению, нет какого-то волшебного всемирного каталога дизайнеров иконок, в котором мы когда-то разместились, и шлеп-шлеп-шлеп — повалили заказчики. Набирать популярность в сети — это как снежную бабу лепить, только еще медленнее. Катишь-катишь шар по снегу, и он потихоньку увеличивается в размерах. А если лениться — постепенно расстает.
Татьяна Симдянова: Егор, каким образом вам в голову пришла идея создания именно пиктограмм? Это была ваша идея или совместная с кем-то?
Егор Гилёв: Наверное, почти каждый веб-дизайнер хоть раз да пробовал рисовать пиктограммы. Но одно дело — просто время от времени рисовать красивые крохотульки, и совсем другое — сделать это основной специализацией и построить вокруг этого бизнес. Признаюсь, пример того, что такой бизнес возможен, давным-давно показал мой старый друг Миша Гранин. Спасибо, Миша!
Александр Фитискин: Егор, с чего вы начинали? Расскажите о ваших первых работах, первых клиентах. Сразу ли вы начинали с визуального дизайна интерефесов или у истоков все же было нечто другое?
Егор Гилёв: Вначале чего только не было! Однажды мы даже чуть было не начали рисовать рекламный комикс для одного самарского банка. А вообще все основатели студии Турбомилк пришли в профессию через веб-дизайн. Некоторые даже до сих пор немного помнят HTML и могут сверстать что-нибудь несложное. Конечно же, таблицами, как было принято в конце прошлого века.
Андрей Суббота: Традиционный вопрос: Почему "Турбомилк", а не, к примеру, "Форсажпростокваша" или "Быстросметана"?
Егор Гилёв: Традиционный ответ: это долгая история, и, боюсь, ее детали уже скрыты туманом прошедших лет. Но, возможно, когда-нибудь мы все таки напишем об этом в нашем блоге. Оставайтесь с нами.
Андрей Лисицын: Расскажите как вы начинали, как появился ТурбоМилк? Какие сложности были в начале работы студии, как их преодолели? Где вы учились и как пришли к дизайну?
Егор Гилёв: Турбомилк появился из коворкинга. Правда, тогда еще не было такого слова. Во всяком случае, мы его не знали. Мы просто собрались вместе и начали фрилансить не сидя по домам, а в общем офисе. Знаете, со студиями дизайна как часто бывает. Сперва основатель придумывает название. Потом делает сайт-визитку студии. Иногда с фальшивым портфолио. Находит заказчиков. Привлекает помощников. И, наконец, через какое-то время (иногда через несколько лет) снимает настоящий офис. Потому что мама ругается, когда клиенты домой звонят (или, боже упаси, приходят). Так вот, у нас все было наоборот: сперва офис, потом клиенты, первые большие совместные проекты, и уже после этого название, сайт, и все дела. Я сам учился-недоучился на кибернетическом факультете технического университета. А что касается дизайна, могу только детской художественной школой похвастаться. Для Турбомилка это довольно таки типичный случай. Настоящее дизайнерское образование есть только у Олеси и Евгении.
Максим Россомахин: Вопрос в контексте 22 июня: каково количество механизированных частей в Турбомилке? Используете ли вы конную тягу?
Егор Гилёв: Механизированная часть пока, к сожалению, только одна: боевой дроид из конструктора Lego MindStorm. Он у нас пока еще мало что умеет, но мы над этим работаем.
Михаил Воротников: Почему Вы используете Мас? На нём фотошоп какой то особенный?
Егор Гилёв: Спасибо за вопрос, Михаил! Рассуждения о взаимных преимуществах и недостатках платформ Mac и PC — одна из моих любимых форм досуга. Но, поскольку я не могу ответить на вопрос «почему я использую Mac» (потому что я его не использую), мне придется его немного переформулировать. Почему вообще дизайнер интерфейсов выбирает ту или иную платформу? Какая в самом деле разница, ведь фотошоп везде одинаковый? Отвечаю: дьявол в деталях. Работа на Mac отличается от работы на PC мелкими деталями, но ведь именно работа над деталями составляет суть профессии визуального дизайнера интерфейсов. Дизайнер интерфейсов может работать на Mac или на PC, но он никогда не скажет: «Мне все равно, это не имеет никакого значения». Я не хочу ничего плохого сказать о людях, которые так искренне считают, но просто очевидно, что сфера их интересов находится где-то в стороне от дизайна пользовательских интерфейсов.
Александр Мурррр :-): Егор, 1) Насколько дотошны иностранные заказчики и насколько они требовательны? 2) Насколько востребована английская версия сайта? 3) Самара лучше Москвы? 4) Часто гуляете по набережке? 5) Если бы у вас сейчас была возможность перенести офис, например, в Вертикаль, переехали бы?
Егор Гилёв: 1) Если понимать под требовательностью «высоту планки», то мы стараемся ее держать на должном уровне внутри компании, вне зависимости от того, кто заказчик. Если же речь идет о случаях «сходи туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», то это интернациональное явление (к счастью, не очень частое среди наших заказчиков). 2) Полагаю, весьма востребована, если учесть, что большая часть наших клиентов не говорит по-русски. 3) Политкорректный ответ на этот вопрос для любого российского провинциального города один: «конечно, лучше!». В ответ на следующий вопрос «чем лучше?» обычно, насколько я знаю, говорят о красоте природе или (если с природой проблемы) о душевности местного населения (москвичей никто не любит, да). Увольте! Я живу в Самаре, я люблю Самару, и не вижу смысла что-то сравнивать и анализировать. 4) Иногда делаю крюк по пути от машины до офиса. Летним утром бывает приятно пройтись. 5) А что случилось с «Вертикалью»? Разве там уже все площади заняты? Почему «если бы»? Скажем так: если вдруг мы будем вынуждены покинуть наш нынешний великолепный офис, мы наверное будем рассматривать «Вертикаль» как один из вариантов. Но явно не в первую очередь — больно уж там место неуютное.
Антон Гугля (tonguglya.livejournal.com): Привет, Егор. Каков процент работ не попадает в ваше интернет-портфолио по причине подписанного NDA?
Егор Гилёв: Привет, Антон. Довольно большой процент. Но чаще всего эти ограничения не вечны. Мы не можем рассказывать о проекте только до выхода продукта, по понятным причинам, а это дело не быстрое. Так что следите за нами внимательно — время от времени в нашем портфолио будут появляться работы, которые мы выполнили год, два, и даже три тому назад.
Константин Дранч: Какую социальную сеть ты предпочитаешь?
Егор Гилёв: Спасибо за вопрос, Константин! Всем социальным сетям ныне я предпочитаю FriendFeed. Пока что мне там интересно.
sigizmund sigizmund.livejournal.com: Егор, нас очень интересует вопрос трусов - не только цвет, модель, и где их можно купить, но и трусы вообще - что вы думаете на этот счет?
Егор Гилёв: Сигизмунд! Люди, которые меня хорошо знают, не дадут соврать. У меня есть два фетиша: толстые блокноты и удобные сумки. Про эти вещи я могу говорить часами. Про трусы, прости, не возьмусь рассуждать. Не мой профиль.
Артём Резников: Как поживает Иконза? Пользуется популярностью?
Егор Гилёв: Морковь-иконза просила передать привет. Дела у нее идут хорошо и даже замечательно. Уже перекрашены десятки тысяч иконок, и мы не собираемся на этом останавливаться: скоро набор доступных к перекрашиванию иконок будет расширен.
Александр Павлов: Проводятся или планируются какие-нибудь обучающие семинары по визуальному дизайну?
Егор Гилёв: Подобные семинары мы планируем настолько давно, что невольно возникает подозрение, что эти идеи так и останутся на уровне неопределенных планов. Но спасибо за интерес. Чем больше будет таких вопросов, тем больше вероятность того, что рано или поздно такие семинары все таки состоятся. Пишите нам, в каком виде вам это было бы интересно, не стесняйтесь пожалуйста.
Евгений Калмыков: Егор, продолжают ли отцы-основатели рисовать или сейчас Вам больше приходится заниматься административными вопросами? Профессиональный рост сотрудников — это их личное дело или руководство их к этому «ненавязчиво» подталкивает?
Егор Гилёв: Конечно же, мы еще не зачехлили наши иллюстраторы и фотошопы насовсем. Верно и то, что беззаботные деньки, когда бывало придешь на работу, рисуешь-рисуешь, рисуешь-рисуешь, рисуешь-рисуешь, бац — уже и домой пора, осталось давно в прошлом. Однако, что можно назвать административными вопросами? Язык не поднимется назвать так, например, художественное руководство, или анализ задач очередного заказчика, или разговоры с соискателями вакансий. Отвечая на вопрос Дмитрия Фитискина, я уже цитировал Джейсона из 37signals, и могу процитировать еще раз: «it’s all the same thing». Что же касается профессионального роста сотрудников, боюсь даже предположить, что Вы имеете в виду под «ненавязчивым» подталкиванием! Судя по кавычкам, явно что-то нехорошее. Мы не такие. Никакого насилия! Наши сотрудники — взрослые люди. Мы стараемся регулярно проводить мастер-классы, или совместно смотреть на большом экране интересные лекции или презентации. Но участие в этих мероприятиях — дело совершенно добровольное.
Евгений Калмыков: Богатое портфолио помогает при общении с новыми заказчиками или приходится каждый раз «продавать» себя заново? Как Вы поступаете, когда Ваше видение продукта (сайт, набор иконок, логотип) отличается от видения заказчика?
Егор Гилёв: Естественно, портфолио помогает заказчикам понять, чего от нас следует ожидать. Как правило, к нам приходят люди, которые уже знают, кто мы такие. Остается договориться о деталях, и работа над проектом начинается. Бывают конечно и другие случаи. Приходит, например, человек за дизайном сайта вентиляторного завода. Мы честно признаемся, что немного не наш профиль, но раз хотите заказать именно у нас — почему бы и нет? Долго договариваемся о цене, о сроках. И уже после всего этого заказчик просит: «а пришлите пожалуйста ссылки на сайты других вентиляторных заводов, которые вы рисовали». Тут конечно сразу понятно — не наш клиент, не получится у нас взаимопонимания. Что же касается «нашего видения», то тут все просто. Мы — сервисная компания. Наша работа — решить задачу, поставленную заказчиком. Нужно наверное очень большим самомнением обладать, чтобы думать, что ты знаешь лучше, как развивать продукт, чем его создатель и владелец. Мы вообще не отличаемся особой скромностью, но так далеко все же не заходим. Мы можем попробовать помочь, предложить какие-то идеи, но в конечном счете заказчику виднее.
Евгений Калмыков: Егор, студии уже тесно в узкой нише? И если да, то как Вы это поняли?
Егор Гилёв: Я считаю, что успех даже в одной отдельно взятой небольшой области невозможен без того, чтобы все время оглядываться по сторонам и пробовать что-то новое. Мы никогда не старались специально удерживать себя в каких-то жестких рамках, и поэтому, само собой, нам никогда не было «тесно». Наша узкая ниша — это что-то вроде стержня, на котором всё держится, а не границы, за которые мы не позволяем себе выйти.
Денис Нуждин: Егор, какие вы используете подходы при проектировании пользовательских интерфейсов? Интересно было бы услашать о нововведениях в usability windows приложений (если таковые имеются).
Егор Гилёв: Мне близок подход Goal-Directed Design, или «Целеориентированный метод» Алана Купера. Пользуясь случаем, не могу не прорекламировать недавно вышедший перевод его книги «Об интерфейсе» (http://aboutface.gui.ru/). К этому изданию приложили руку наши партнеры из UIDesign Group, так что в кои веки мы можем быть уверены не только в ценном содержании, но и в адекватном переводе. Все читайте — это главная книга о проектировании пользовательских интерфейсов. Что можно сказать о нововведениях в интерфейсах Windows-приложений? По-моему, за последние годы не произошло ничего столь же значительного, как появление Ribbon'а в Office 2007. Это было очень смелое и очень умное решение. Если же говорить о ближайшем будущем, думаю, нас ждет много интересного в связи с технологией Multi-touch.
Алексей Булгаков: Сколько вам платят за PR 404fest.ru?
Егор Гилёв: Ваше предположение о наличии какого-то финансового потока между фестивалем и нашей компанией сделало бы честь Вашей проницательности, если бы Вы не ошиблись в направлении этого потока.
Александр Кушпель: Не надоело рисовать иконки?
Егор Гилёв: Так я их почти что уже и не рисую, и давно уже! У наших турбодизайнеров это лучше получается. Так что по-настоящему надоесть рисование иконок мне просто не успело. И, кстати, я никогда не понимал тех иконочников, которые ноют: достигли де потолка, работа де однообразная, развиваться некуда. Уверен, совершенствоваться в этом деле можно до седых волос.
Александр Фитискин: Егор, как вы отдыхаете от работы? Часто ли встречаетесь рабочей командой в нерабочей обстановке?
Егор Гилёв: У нас пока что нет традиции встречаться рабочей командой в нерабочие дни. Быть может, когда-нибудь проведем такой эксперимент. Но зато мы умеем создавать нерабочую обстановку, не отходя далеко от рабочего места. Для этого у нас есть X-Box и Wii в офисе и ароматная шашлычная прямо под окнами.
Александр Фитискин: Расскажите про конкурс Pixelpalooza и про ваше участие в нем. Участвуете ли вы и ваши сотрудники в других конкурсах? Каковы успехи?
Егор Гилёв: К сожалению, с той поры конкурс Pixelpalooza больше не проводится. Для меня это вдвойне досадно: по правилам я бы принял участие в жюри конкурса в 2005-м году. Про другие конкурсы аналогичного масштаба мне неизвестно. Мы думали о том, чтобы самим провести подобный конкурс, но это было бы событие только для русскоязычного сообщества. В глобальном масштабе, согласитесь, гораздо интереснее. Так что остается надеяться, что Iconfactory одумается и возобновит традицию.
Денис Кораблев: Егор, а что бы Вы могли порекомендовать начинающему разработчику иконок, каким образом совершенствовать именно свою технику рисования?
Егор Гилёв: Денис! Именно свою технику рисования я бы порекомендовал совершенствовать, копируя чужие образцы. Да-да. «Постарайтесь копировать как можно точнее. Вам все равно не удастся добиться полного сходства, а разница может оказаться весьма примечательной». Это не я придумал, это Брюс Мау.
Павел Павел: Какой месячный оборот в компании Турбомилк?
Егор Гилёв: Эх, Павел-Павел. Вы даже фамилию свою скрываете, а от меня такой откровенности ждете.
Стас Скребков: Егор, на прошлом фесте вы говорили о возможности проведения курсов для тех, кто хотел бы работать в вашей области. Сотоялось ? Будет ли новый анонс на фесте ?
Егор Гилёв: Увы, нет, ничего не состоялось. Я наверное на прошлом фесте как-то не совсем отчетливо выразился. Мы анонсировали возможность проведения курсов, чтобы получить какой-то отклик. Чтобы нам присылали заявки. Например: «я, такой-то, хотел бы позаниматься на таких курсах, согласен на это потратить свое время и даже деньги». Но, к сожалению, какого-то отчетливого отклика от аудитории мы тогда не получили. Это я конечно не к тому, что аудитория-де плохая. Нам впредь наука — обозначать свои планы четче.
Дима Фитискин:
На этом все. Это были самые волнительные 20 минут в моей жизни. Читайте стенограмму, перепечатывайте цитаты, участвуйте в следующих конференциях. Всем спасибо за интересные вопросы, а Егору за подробные ответы.

Если вы знаете интересного собеседника и хотите с ним пообщаться, пригласите его к нам и общайтесь.