30 июня, в 15:08 прошла конференция: Тема свободная http://conf.404fest.ru
На вопросы наших пользователей отвечал Максим Россомахин, проектировщик интерфейсов в «Тематических медиа», которые дали миру Хабрахабр, Автокадабру и другие проекты. Максим продумывает информационную архитектуру, проектирует пользовательские интерфейсы новых проектов (в том числе тех, которые еще никто не видел), улучшает существующие, планирует сделать из Хабрахабра конфетку. Соавтор проекта Webmascon. Участник сообщества веб-разработчиков и дизайнеров Web Standards Group Russia. Неравнодушен к самолётам и кораблям. Равнодушен к гаджетам и виджетам.

Максим о конференции:

Интересный формат общения. Я специально попросил не сужать рамки темы разговора, чтобы понять истинные интересы людей, задававших вопросы. Всё получилось.

Дима Фитискин, организатор конференции:
Вторая конференция — это первая после первой, в ходе которой на просторах френдфида Максим согласился отвечать на вопросы. Тема у нас свободная, и эксперимент удался. У нас очень много интересных вопросов, и даже пара вопросов к нам пришла напрямую из твиттера @404ok. Но что мы все про вопросы, давайте смотреть ответы Максима. Поехали!)
Виктор Антонов: Максим, считаете ли вы социальные сети долгосрочной перспективой в России, или пора думать о чем-то новом?
Максим Россомахин: Я считаю общение между людьми долгосрочной перспективой. В России, в мире. И даже в космосе. Сети никуда не денутся.
Виталя Рынский: Здравствуйте, очень интересуют интерфейсы и даже пробывался к вам, а теперь внимание вопрос: Какие сейчас есть и будут тенденции в этой сфере, будет ли что-то громкое, как это было с приходом веб 2.0 ,и может вы уже это готовите? ) Спасибо.
Максим Россомахин: Этот вопрос лучше задать инженерам из Гугла или Apple :) У них есть лаборатории, в которых наверняка что-то затевается.
Исмет Бекиров: Что должно произойти, чтобы отечественные проектировщики интерфейсов вышли в лидеры в веб-сфере по своей специализиации? Сейчас, насколько я вижу, лидерами в теории создания интерфейсов на практике являются либо американцы, либо европейцы.
Максим Россомахин: Давайте разделим практику и теорию. У нас есть сильные практикующие специалисты (тот же Горбунов). Что касается теории, то, наверное, дело в том, что за бугром есть теоретическая школа (в университетском понимании), а про нашу я как-то и сказать ничего не могу. Практики наверняка могли бы многое рассказать, да вот только не каждый практик — сильный теоретик.
Вадим Макеев:
  1. Максим, когда вы смените аватару времён своей юности на актуальную московскую фотографию?
  2. Как продвигаются дела с валидацией Хабра?
Максим Россомахин:
  1. Я дал обет не менять её до тех пор, пока Microsoft не сделает нормальный браузер.
  2. Это уже не моя епархия :)
Сергей Черкасенко: Здравствуйте Максим. Пользуясь случаем, хочу задать вам несколько вопросов.
  1. Можете рассказать о Вашем пути к специалисту, что пришлось пройти, как учиться.
  2. Как работает команда при создании проекта, в частности интерфейса. Интересны взаимодействие и методология работы.
Максим Россомахин:
  1. Однажды я наткнулся на webmascon.com, публиковавший интересные переводы западных специалистов веб-дизайна, углубился в изучение первоисточников, попробовал верстать, потом фриланс, потом увлечение микроформатами, потом подвернулась возможность попробовать свои силы в настоящем деле — устроился работать в ТМ.
  2. Процесс, если вкратце, таков: собираемся, обсуждаем, пишем на доске, определяем функциональные требования, потом я рисую в первом приближении карту сайта, далее снова обсуждаем, рисую макеты интерфейсов, обсуждаем их, потом дизайнер развивает и дополняет то, что получил от меня и далее начинается разработка. Всё завязано на живом общении. Документацию почти не пишем. У дизайнера особая роль — он не просто рисует графику поверх моих аппликаций, но совмещает функции проектировщика, вносит необходимые изменения, если требуется.
Мирослав Кривокопытников: Максим, как пропатчить КДЕ под FreeBSD?
Максим Россомахин: Для начала надо определиться с тем, какой метацентр лучше — клёпанный или сварной.
Сергей Герасимов: Максим, здравствуйте. Как вы считаете, когда сотрется грань между веб- и настольными приложениями. Как по вашему, это отразится на качестве того и дугого типа программ? Как вы оцениваете работу Apple в этом направлении (например iWork.com)?
Максим Россомахин: Не думаю, что грань сотрётся полностью. Мне кажется, что со временем там, где это удобно, грань исчезнет, а там где избыточно — останется. Про iWork.com ничего сказать не могу, т.к.  не пользовался.
Денис Кортунов: Привет, Макс! Как ты переводишь на русский язык термин User Experience? В чем для тебя отличия в подходах UX от Usability? Когда специалисты по UX будут востребованы в России?
Максим Россомахин: Привет! User Experience - любимый пример контекстно-зависимого термина. Ещё в те времена, когда я регулярно переводил для Вебмаскона, приходилось выбирать между различными вариантами перевода, ни один из которых мне до конца не нравился. Мне ближе те варианты, что склонны строить перевод от «впечатлений», а не от «опыта». Специалисты будут востребованы когда сложится устойчивая культура хорошо продуманных и реализованных интерфейсов, когда стыдно будет показывать людям каку. Возможно, что это произойдёт одновременно с улучшением дорог и автомобилей. Про отличие в подходах: когда кто-то упоминает Usability, мне представляются правки на уже готовом проекте ;)
Илья Кадацкий: Максим, привет. Как ты относишься к Хью Джекману?
Максим Россомахин: У него офигенный хаер в фильмах про людей «X». А ещё я думаю, что мой далёкий предок, давший начало фамилии, подружился бы с ним.
Дмитрий Зимин: Макс, сейчас в нашей индустрии практикуют разделение: отдельно проектировщики (специалисты по юзабилити) и отдельно — визуальные дизайнеры. К кому себя относишь, видишь ли разницу в этих двух деятельностях, и вообще твое мнение по этому вопросу.
Максим Россомахин: У нас в ТМ такая ситуация: есть проектировщик (я) и есть дизайнер (Виталий Бабаев). Глядя на его работу, могу сказать, что в его дизайнерский огород я никогда не полезу, дабы не плодить дилетанство. Графический дизайн — очень важная составляющая, так что доверить его нужно тому, кто умеет делать, а не тому, кто может оценить. Думаю, что профессиональный дизайнер вполне может обойтись без проектировщика — он сам хороший проектировщик, проблема лишь в том, что делать будет дольше, либо меньше времени останется на проработку дизайна. Идеальный вариант совместной работы: проектировщик и дизайнер говорят на понятном друг другу языке, совместно и на равных обсуждают проект, проектировщик делает свою часть работы, а дизайнер развивает её, внося необходимые правки в интерфейс, если требуется. Мы так и стараемся работать.
Владимир Вашурин: Здравствуйте, Максим. Есть ли будущее у проекта http://webmascon.com? Будут ли новые статьи на этом сайте и если будут, то когда? ;)
Максим Россомахин: Webmascon впал в спячку не просто так:
  1. сейчас полно других сайтов, где можно читать свежие статьи похожей тематики
  2. у нас с Александром Качановым банально нет времени. Ну и ещё парочка внутренних организационно-технических причин.
Владимир Вашурин: Планирует ли WSG провести свое собрание в Самаре?
Максим Россомахин: Пока таких планов не было. Как минимум, нужен кто-то, кто мог бы всё организовать на месте.
Антон Гугля (tonguglya.livejournal.com): Привет, Максим. Интересует твое мнение об интерфейсе autorambler.ru, разработанным Студией Артемия Лебедева?
Максим Россомахин: Молодцы они там в Студии, молодцы.
Антон Гугля (tonguglya.livejournal.com): Есть ли новые проекты в планах у «Тематических медиа» или планируете развивать существующие?
Максим Россомахин: Планируем развивать существующие. Уже развиваем. Недавно, например, запустили обновлённую autokadabra.ru, переделыванием которой я занимался. Время от времени консультируем сторонние проекты, помогаем с интерфейсами и дизайном.
Антон Гугля (tonguglya.livejournal.com): «Афиша», «lookatme» и ваша «Респектива» — у этих ресурсов, на твой взгляд, одна аудитория? Кто побеждает (говоря об интерфейсе)? По твоему мнению, недавние изменения в интерфейсе lookatme.ru к лучшему?
Максим Россомахин: Аудитории пересекаются, но назвать их тождественными я не могу. Интерфейсы оценивать не буду, т.к.  не пользуюсь, и, самое главное, не знаю поставленных перед ними задач.
Денис Нуждин: Максим, чтобы Вы посоветовали начинающим проектировщикам интерфейсов? примеры из личного опыта … книжки … статьи
Максим Россомахин: Начните с Алана Купера и его «Психбольницы в руках пациентов», с Нормана и его «Дизайна привычных вещей», читайте boxesandarrows.com, изучайте сайты, которыми приятно пользоваться, равно как и те, которые жутко бесят. Гуглите :-)
Егор Гилёв: Максим, чем отличается хороший проектировщик интерфейсов от плохого?
Максим Россомахин: Зарплатой :-) Если серьёзно, то, наверное, опытом.
Алексей Кам.: Чем по Вашему мнению отличается хороший интерфейс от плохого?
Максим Россомахин: Плохой интерфейс не решает задачи, для решения которых его проектировали.
Александр Фитискин: Возможно ли на ваш взгляд создать интерфейс с количеством всяких настроек и параметров, как у самолета, который будет понятен, без 2-хтомной инструкции, и будет удобен? Если да, то как нужно правильно подойти к его разработке? Можете привести пример?
Максим Россомахин: Не могу однозначно подтвердить или отрицать такую возможность, поскольку речь пока идёт о неком подобии сферического коня в вакууме. Нужна конкретика.
Александр Фитискин: Максим, расскажите, каких нововведений следует ждать от хабра в процессе его превращения в конфетку? Какие недочеты в его интерфейсе вы планируете дорабатывать в первую очередь?
Максим Россомахин: Есть потребность разобраться с навигацией по сайту. Задача комплексная, а потому — довольно трудоёмкая. Ещё в планах категоризация блогов. И кое-что другое.
Илья Долженков: Максим, назовите свои любимые ресурсы (веб-сайты) по интерфейсам?
Максим Россомахин: http://boxesandarrows.com/
Константин Иванов: Какие методики ты используешь при проектировании интерфесов? Какими программами пользуешься Axure или что то еще? Так же было бы интересно, если бы поделился личным опытом.
Максим Россомахин: Пытаюсь следовать заветам дедушки Купера. В работе использую в первую очередь бумагу, затем графический редактор. Иногда, если дело касается доработки готового интерфейса, верстаю html-макет. У нас простые и быстрые коммуникации между разработчиками, так что не требуется вести множество сложных документов.
Андрей Суббота: Максим, какими инструментами (программы, сервисы, вещи, люди?) вы пользуетесь в своей работе? Как можно было бы улучшить их интерфейс?
Максим Россомахин: Всегда что-то можно улучшить, однако то, чем я пользуюсь, как правило обладает нужными мне функциями — иначе бы я не пользовался этим.
Василий Дьяков: Максим, какое практическое применение для микроформатов? Они нужны?
Максим Россомахин: Судя по тому, что веб-слайсы в IE 8 фактически используют микроформатированный синтаксис — наверное есть. Я продолжаю верить в то, что структурированная по известным правилам информация лучше неструктурированной. И признаю, что сейчас микроформаты ещё не вышли из стадии «игрушки для гиков». Поживём — увидим.
Сергей Обама: Фамилия настоящая? )
Максим Россомахин: Конечно.
Дима Фитискин: Максим, как ты думаешь, какие дальнейшие пути развития профессионального верстальщика? Переход в проектирование интерфейсов это вверх, или все же в сторону?
Максим Россомахин: В сторону, наверное. Логичнее развиваться в направлении классного веб-технолога. Как минимум, развивать навыки работы с JavaScript. В эпоху вебдванольности это нужно многим работодателям.
Рома Солдатенков: Максим, почему Webmascon находится в таком дохлом состоянии?
Максим Россомахин: Мне задавали этот вопрос уже. Повторюсь:
  1. Полно мест схожей тематики, которые можно читать (раньше мы на себе тянули эту задачу)
  2. Алекс Качанов и я заняты. На Вебмаскон просто не остаются того минимума времени, который необходим. Есть ещё некоторые организационно-технические проблемы.
Ярослав Орлов (@umniy): Сколько лет занимаетесь этим? Каковы перспективы развития в будущем?
Максим Россомахин: В том или ином виде порядка пяти лет. Развиваться есть куда: многое ещё не охвачено. Хочу, например, попробовать себя в разработке интерфейса, рассчитанного на мобильные телефоны (не на iPhone).
Павел Ерко: Максим, серьезно ли ты относишься к предложениям со стороны пользователей по усовершенствованию интерфейса? Бывали ли случаи, когда такие предложения реализовывались?
Максим Россомахин: Да, мы следим за тем, что предлагают пользователи. Например, недавнее внедрение на Хабре пользовательских меток в избранном — как раз случай внедрения пожеланий пользователей.
Николай Асташов: Максим, скажите, что для Вас означают термины:
  1. «интерфейс»
  2. «хороший интерфейс»
  3. «плохой интерфейс»
Было бы приятно, если бы Вы проиллюстрировали ответы конкретными примерами. Спасибо.
Максим Россомахин:
  1. Мне нравится определение из Википедии: «совокупность средств и методов взаимодействия между элементами системы».
  2. Flickr.
  3. Веб-интерфейс PayPal.
Алексей Никитенко: В какую сторону двигается проектирование интерфейсов на ваш взгляд: В сторону интерфейсов похожих на GUI? или в сторону нового функционала на старом расположении?
Максим Россомахин: GUI развивается, как мне кажется.
aflaed Salikhov: Максим, а какой ВУЗ вы окончили? если оканчивали :-) и имеется ли в тематических медиа возможность прохождения студенческой практики?
Максим Россомахин: Я дипломированный морской инженер :-) Однажды мы давали возможность пройти практику. Как обстоит дело сейчас не могу сказать, т.к.  вопрос больше к руководству фирмы.
Андрей Пушкин: Проектирование интерфейсов, понятно, не ограничивается веб приложениями и софтом. Интересно ли промышленное проектирование? SCADA системы, HMI. Может есть мечта спроектировать пункт управления атомной станцией? Или кабины самолета? (:
Максим Россомахин: Я отчасти реализовал такое желание в бытность инженером-конструктором на судоремонтном заводе. Сейчас бы без должной подготовки не взялся бы. Всё-таки интерфейсы для сайтов попроще разрабатывать.
Александр Вайнович: Максим, как вам удалось в одиночку создать такой сложный проект, как Хабрахабр?
Максим Россомахин: Было бы совершенно неправильно называть меня создателем Хабра. Хабр — детище Дениса Крючкова. Мы же с коллегами помогаем ему развивать и совершенствовать проект.
Павел Митрофанов (@nblxa): Многие видели презентацию Google Wave, построенного на HTML5. Сможет ли новый стандарт стать востребованным, и если да, то когда?
Максим Россомахин: Мне сложно оценивать срок внедрения т.к.  я не варюсь в этой кухне. Однако могу наблюдать очевидный интерес со стороны разработчиков. Внедрят, если за дело активно возьмутся крупные игроки.
Дима Фитискин:
Вторая конференция завершена. Максу спасибо за ответы, всем спасибо за участие. А нам работать и работать над движком. Ждем вас всех через неделю. Ура!

Если вы знаете интересного собеседника и хотите с ним пообщаться, пригласите его к нам и общайтесь.